Проверка состояния двигателя по шумам и стукам
По шумности работы при известном навыке можно судить о техническом состоянии двигателя. На слух могут быть выяв лены проблемы увеличения зазоров в сопряжениях деталей, случайные поломки и ослабление крепежных деталей отдель ных узлов.
Увеличенные зазоры в шатунных и коренных подшипниках коленчатого вала и в подшипниках распределительного вала, между поршнями и цилиндрами, между клапанами и регу лировочными болтами коромысел, а также вытянутая цепь привода газораспределения вызывают свой специфический стук. И если сравнительно нетрудно обнаружить повышенную шумность или какой-либо стук в двигателе, то определить место стука и конкретное сопряжение поврежденных деталей удается лишь опытным механикам, имеющим необходимые навыки в распознавании таких дефектов.
Для прослушивания шумов и стуков в двигателе пользуют ся стетоскопом.
Прослушивание двигателя начинают сразу же после его пуска в процессе прогрева на холостом ходу. Несколько повы шенная шумность работы двигателя в период прогрева являе тся следствием увеличенного зазора в некоторых сопряжениях, которые уменьшаются до нормального значения по окончании прогрева. В частности, при прогреве двигателя иногда наблюдают легкие стуки поршней о стенки гильз цилиндров, что нормально для двигателя с поршнями из алюминиевого спла ва. Опасности для двигателя эти стуки не представляют. Ес ли тепловые зазоры механизма привода клапанов увеличены, то стук клапанов прослушивается при работе холодного двигателя, а по мере прогрева даже несколько усиливается. Это отчетли вый, звонкий, очень характерный стук.
Для прослушивания стука клапанов при увеличенном тепловом зазоре стетоскоп не нужен. Если прослушивать дви гатель при помощи стетоскопа в зоне 3, то можно отчетливо услышать стук клапанов и при нормальном тепловом зазоре. Эксплуатировать двигатель с ясно слышимым стуком клапанов (при закрытом капоте) не следует. Стук устраняют регулировкой тепловых зазоров клапанов. При силь -
ном износе поршней и гильз цилиндров стук поршней слышен и у прогретого двигателя. Это щелкающий стук, который уси ливается при изменении оборотов коленчатого вала двигателя путем резкого открытия и закрытия дросселя карбюратора. При помощи стетоскопа стук поршней прослушивается в верхней части блока цилиндров (зона 2). Стук поршней не опасен, и при отсутствии других признаков ненормальной работы двигателя можно продолжать эксплуатацию.
Если зазоры в коренных подшипниках коленчатого вала увеличены сверх допустимой величины, то при резком измене нии числа оборотов коленчатого вала прогретого двигателя про слушивается глухой стук низкого тона. При помощи стетоскопа такой стук прослушивается в зоне, расположенной в нижней части блока цилиндров на линии оси коленчатого вала.
При увеличенных зазорах в шатунных подшипниках колен чатого вала прослушивается стук среднего тона, но более резкий и звонкий, чем стук в коренных подшипниках. Этот стук следует прослушивать стетоскопом при резком изменении числа оборотов коленчатого вала прогретого двигателя в зоне 2, расположенной в блоке цилиндров по пути движения поршня.
Эксплуатация двигателя со стуком коренных или шатун ных подшипников совершенно недопустима, так как зазор в подшипниках все увеличивается, а антифрикционный слой на вкладышах интенсивно изнашивается. Если своевременно не прекратить эксплуатацию двигателя, то шейки коленчатого вала начинают работать по бронзовому подслою вкладышей, что приводит к образованию задиров на шейках. Коленчатый вал с такими задирами на шейках даже при применении новых вкладышей непригоден к эксплуатации и может быть использо ван только после шлифовки шеек под вкладыши ремонтного размера.
Стук при износе подшипников и шеек распределительного вала прослушивают стетоскопом при работе прогретого двига теля на малых оборотах в зоне 4 на крышке головки цилиндров в местах расположения подшипников распределительного вала.
Стук подшипников распределительного вала не опасен, эта проблема не приведет к аварийным разрушениям, но просто надо помнить о том, что двигатель изношен и требует капи тального ремонта.
При неотрегулированном механизме натяжения цепи привода газораспределения или при изношенной цепи усиливается шум работающего двигателя. Если прослушивать стетоскопом прогре тый двигатель в зоне 5 на крышках распределительных звездочек, на малых оборотах слышен отчетливый стук, исчезающий при увеличении оборотов. Этот стук может быть устранен регулировкой механизма натяжения цепи или же заменой изно шенной цепи.
|