Тормозная система автомобиля ЗИЛ-5301 Замена тормозных колодок
Если суммарная толщина хотя бы одной тормозной колод ки передних колес с накладкой составит 8 мм или менее, то необходимо заменить все колодки на передней оси автомо биля.
Одним из признаков большого износа тормозных накладок является значительное понижение уровня тормозной жидкости в бачках главного цилиндра без заметных следов подтекания тормозной жидкости.
Для замены колодок надо выполнить следующее.
1. Открутить гайки колес и снять колесо.
2. Вынуть чеку из удерживающего пальца и вытянуть палец.
3. Проверить легкость перемещения скобы на штифтах. Скоба должна свободно перемещаться рукой.
4. Удерживая специальным (тонким) ключом от провора чивания верхний направляющий штифт, вывернуть верхний болт его крепления к корпусу скобы. При этом необходимо принять меры, чтобы не повредить чехол штифта. Таким же образом ослабить нижний болт. Повернуть корпус скобы
относительно нижнего штифта до упора в суппорт и вынуть колодки.
5. Проверить состояние защитных чехлов поршней. С по врежденными чехлами эксплуатация не разрешается.
6. Очистить от грязи торцевые поверхности посадочных мест под колодки. Вставить в суппорт новые колодки и устано вить корпус скобы на место, следя за тем, чтобы не повредить резиновые защитные чехлы поршней.
7. Завернуть болты крепления направляющих штифтов к корпусу скобы. Установить на место и зашплинтовать удер живающий палец колодок.
8. Нажать несколько раз на тормозную педаль, предвари тельно заполнив пневмопривод сжатым воздухом.
9. Долить жидкость в бачки до нормы.
При замене тормозных колодок следует обратить внима ние на то, чтобы маркировка колодок была одинакова для пра вых и левых колес.
После замены колодок следует соблюдать осторожность, так как эффективность торможения до и после замены коло док может измениться.
Техническое обслуживание тормозных механизмов задних колес
Техническое обслуживание тормозных механизмов задних колес заключается в регулировке зазоров между колодками и барабанами, а также в периодическом осмотре, очистке их и проверке креплений. При осмотре необходимо проверить состояние фрикционных накладок тормозных механизмов задних колес. Если расстояние от поверхности накладок до головок заклепок составляет менее 0,5 мм, надо сменить тор мозные накладки или колодки.
При смазывании деталей нужно предохранить накладки тормозных колодок от попадания на них масла, так как фрик ционные свойства промасленных накладок нельзя полностью восстановить чисткой и промывкой.
Регулировка зазора между колодками и барабаном Д ля регулировки надо выполнить следующее.
1. Выключить стояночную тормозную систему.
2. Поднять задние колеса.
3. Вынуть пружинные заглушки из щитов задних тормоз ных механизмов.
4. Через отверстие в тормозном щите специальной лопат кой (или широкой отверткой) вращать звездочку регулировочного винта (на левом тормозном механизме снизу вверх; на правом — в обратном направлении), разведя колодки до торможения колеса (не проворачивается от руки).
5. Затем, вращая звездочку в обратном направлении, обеспечить свободное вращение колеса. При вращении звездочки слышны характерные щелчки; на практике достаточно повора чивать на 4—5 щелчков.
6. Вставить пружинные заглушки. Проверка и прокачка гидропривода.
При проведении осмотра необходимо определить:
1) наличие вмятин и трещин на трубопроводах, появление которых не допускается;
2) наличие следов соприкосновения резиновых шлангов с ми неральными маслами и смазками, разрушающими резину;
3) целостность защитных чехлов;
4) отсутствие вздутий на шлангах, появляющихся при нажатии на тормозную педаль, при наличии которых шлан ги надо заменить;
5) целостность скоб крепления трубопроводов. Разрушен ные скобы надо заменить;
6) отсутствие утечки жидкости из штуцеров. При ее наличии необходимо затянуть гайки до отказа, не допуская деформации трубопроводов.
При наличии малейших сомнений в работоспособности дета лей привода их следует заменить.
Для прокачивания гидропривода тормозной системы на авто мобиле надо выполнить следующие операции, имея в виду, что гидропривод имеет два независимых контура.
1. Заполнить тормозную систему тормозной жидкостью Нева. Применение других жидкостей не рекомендуется.
2. Заполнить пневмопривод сжатым воздухом.
3. Нажать несколько раз на тормозную педаль.
4. Долить жидкость в бачки до нормы.
5. Снять защитный колпачок клапана прокачки и надеть резиновый или пластмассовый шланг на головку клапана про качки заднего левого колесного цилиндра. Свободный конец шланга опустить в прозрачный сосуд, частично заполненный тормозной жидкостью.
6. Отвернуть клапан прокачки на 0,5—1 оборот, плавно нажать на тормозную педаль до упора и с небольшим усилием завернуть клапан. Отпустить педаль. Повторять эту операцию следует до тех пор, пока из шланга, опущенного в сосуд, не пой дет тормозная жидкость без пузырьков воздуха.
При этом надо следить за уровнем жидкости в бачках глав ного цилиндра и пополнять их по мере надобности, не допу ская падения уровня ниже поясков бачков, а также не допу скать падения давления воздуха в системе ниже 0,4 МПа.
7. После прекращения появления пузырьков воздуха надо затянуть клапан прокачки при нажатой тормозной педали.
Таким же образом следует прокачать задний правый тор мозной механизм и в любом порядке каждый из четырех рабочих цилиндров через клапаны 10 передних тормозных механизмов.
Сняв шланг с клапана прокачки, надо тщательно протереть клапан и надеть на его головку защитный колпачок.
|