Основные эстетические категории
Категории (греч. kategoria — «высказывание, признак») — наиболее
общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные, всеобщие
свойства и отношения явлений действительности и познания и являющиеся
результатом логического обобщения эмпирического (основанного на опыте)
материала.
Феноменологический
ряд метакатегории «эстетическое» представлен системой основных
эстетических категорий: прекрасное, безобразное, возвышенное, низменное,
трагическое, комическое. Они отражают наиболее существенные стороны
эстетической деятельности человека, эстетического познания и оценки
действительности.
Прекрасное
— эстетическая категория, характеризующая явления, обладающие высшей
эстетической ценностью, и воплощающая представления о позитивном
совершенстве и гармонии. Современная эстетика рассматривает категорию
прекрасного как одно из наиболее общих эстетических понятий, в котором
не только фиксируются реальные свойства предметов и явлений
действительности и выражается отношение к ним, но и воплощаются
представления о совершенстве. В категории прекрасного содержится
положительная оценка предметов и явлений, свойств, сторон, процессов
реальной природной и социальной действительности с позиций превосходной
степени красоты.
Конкретные
проявления прекрасного исследуются при помощи так называемых
вспомогательных категорий, описывающих ту или иную модификацию
прекрасного. Основными вспомогательными категориями являются: гармония
(непротиворечивое единство противоположностей в сложных объектах);
грация (красота в движении); изящество (хрупкость, нежность формы);
прелесть (проявление прекрасного в объектах малых форм); мера
(необходимое количество); порядок; ритм; симметрия; пропорция и др.
Безобразное
— эстетическая категория, раскрывающая представления людей о
несовершенстве, которое обнаруживается во внешних качествах объектов и
выявляет дисгармонию в различных областях действительности.
В
истории эстетики безобразное традиционно рассматривалось как категория,
соотносимая с прекрасным, представлялось как антипод прекрасного, как
отрицание красоты, как нечто, противоположное и противостоящее
прекрасному, лишенное целостности (без-образа). В современной трактовке
категория безобразного отражает негативную эстетическую ценность.
Безобразное обозначает нечто отталкивающее, вызывающее неудовольствие
вследствие своей дисгармоничности, несоразмерности, неупорядоченности, и
отражает невозможность или отсутствие совершенства. Категория
безобразного указывает на эстетическое свойство предметов, естественные
природные данные которых имеют отрицательное общечеловеческое значение,
хотя и не представляют серьезной угрозы человечеству, так как
заключенные в этих предметах силы освоены человеком и подчинены ему.
Безобразное — это своего рода диссонанс, противоречие между реальностью и
идеалом, которое, однако, не представляет опасности для человека и его
ценностей.
Разные
виды искусства имеют различные возможности для передачи безобразного.
Например, в живописи эти возможности более ограничены (слишком наглядны
для зрителя, что может вызвать отторжение), тогда как поэт может более
широко изображать уродливое и безобразное.
Современное
искусство, вопреки сложившейся веками эстетической традиции, широко
обращается к безобразному как к самостоятельной художественной ценности.
Во многих современных художественных концепциях безобразное
рассматривается как самостоятельная или даже основополагающая категория:
безобразное существует всегда и везде, а прекрасное прекрасно именно
потому, что преходяще. Вспомогательными понятиями к категории
безобразного выступают такие, как ужасное, мрачное, шокирующее,
агрессивное, грубое, отвратительное, неприятное, несовершенное,
демоническое.
Возвышенное
— категория эстетики, отображающая совокупность природных, социальных и
художественных явлений, исключительных по своим
качественно-количественным характеристикам и выступающих благодаря этому
источником глубокого эстетического переживания.
Категория
возвышенного характеризует эстетическую ценность предметов и явлений,
которые обладают особенной положительной значимостью, но в силу своей
колоссальной мощи пока не могут быть освоены обществом и личностью. В
природе возвышенны, например, безбрежные просторы неба и моря, громады
гор, величественные реки и водопады, грандиозные явления природы — буря,
гроза, смерч, извержение вулкана и т.д. В социальной жизни яркие
проявления возвышенного содержатся в служащих делу прогресса выдающихся
деяниях как отдельных личностей (великих людей, героев), так и целых
классов, масс, народов. В искусстве возвышенное проявляется в таких
формах, как грандиозность, масштабность, монументальность. В истории
искусства сформировался ряд специальных жанров, посвященных отражению
возвышенного: эпопея, героическая поэма, ода, гимн, оратория, кантата,
монументальные жанры живописи и скульптуры.
Возвышенное
обнаруживает двойственную природу человека: оно подавляет человека как
физическое существо, заставляет осознать свою ограниченность, но
одновременно возвышает его духовную сущность, пробуждает в человеке
сознание нравственного превосходства над несоизмеримыми и подавляющими
его событиями, задает идеал преодоления, развития способностей и
возможностей человека.
В
феномене возвышенного чувственное начало не отрицается, а подвергается
нравственному преображению. Оно становится духовно-чувственным. В
возвышенном выходят на первый план рефлексия и духовные чувства.
Возвышенное дает стимул к достижению новой, еще более значимой меры
красоты и служит ориентиром на пути к эстетическому идеалу.
Низменное
— эстетическая категория, характеризующая предельно негативные явления
действительности и свойства общественной и индивидуальной жизни,
связанные с проявлением дисгармонии и сопровождающиеся при восприятии
переживанием чувства отвращения или презрения.
Низменное
непосредственно граничит с эстетическими категориями безобразного и
комического. Эти смежные, пересекающиеся категории находят
художественное отражение и оценку в целом ряде жанров искусства
(комедия, памфлет, эпиграмма, фарс, пародия, карикатура и др.).
Природные
явления воспринимаются как низменные в том случае, если отдельные их
стороны или свойства ассоциируются с недостойным поведением человека или
угрожают его существованию. Низменное в социальной жизни проявляется в
тех случаях, когда в человеческих поступках наблюдается недостаток
духовности и избыток биологического, животного начала, т.е. значительно
нарушается гармония внутренней и внешней сущности в человеке прекрасном.
Предательство, трусость, подлость, цинизм, дисгармония духовного и
телесного — все это «подведомственно» категории низменного.
Категория
низменного является общей для двух наук — этики и эстетики, поскольку
она характеризует явления, представляющие моральное зло и угрожающие
благу человечества. Поэтому в отличие от категории безобразного для
низменного оказывается неважным наличие в объекте изъянов формы.
Трагическое
— эстетическая категория, характеризующая напряженное переживание
конфликта, связанное с духовным преодолением, преображением
(катарсисом), страданиями или аффектами героя. В рамках философского
анализа трагическое — форма Драматического осознания и переживания
человеком конфликта с силами, угрожающими его существованию и
приводящими к гибели человека или важных духовных ценностей.
Трагическое
предполагает не пассивное страдание человека под тяжестью враждебных
ему сил, а его свободную, активную деятельность, восстание против рока,
судьбы, обстоятельств и борьбу с ними. В трагическом человек
раскрывается в переломный, напряженный момент своего существования.
Сфера
трагического находится в той области действительности, где человек в
своей деятельности сталкивается с явлениями, которые пока еще не познаны
им и не подвластны его воле.
Трагическое
тесно связано с возвышенным и героическим, поскольку предполагает
героическую личность, стремящуюся к достижению возвышенных целей.
Аристотель
в «Поэтике» ввел понятие «катарсис», при помощи которого объяснял
механизм воздействия трагедии на душу зрителя, процесс переживания
трагического. В современных исследованиях по вопросам эстетики данное
понятие истолковывается более широко, как общий процесс переживания
искусства. Кроме того, считается, что катарсис имеет не только функцию
очищения, но и разрядки чувств. Поэтому очищение духа свойственно не
только трагедии, но и другим жанрам и видам искусства, цель которых в
разрядке психологического напряжения воспринимающего субъекта и создании
внутреннего равновесия его психики.
Существование
трагического начала в человеческой жизни было осознано первоначально в
художественной форме — в мифах и легендах, затем в жанре трагедии, и уже
на этой основе получило теоретическое обобщение в эстетике в трудах
Аристотеля, Г. Лессинга, Ф. Шиллера, А. Шлегеля, Г. Гегеля, Н.
Чернышевского и др.
Комическое
— эстетическая категория, отражающая степень несоответствия между
реальностью и идеалом, сущим и должным и представляющая в эмоциональной
форме противоречия общественной жизни и недостатки людей. Категория
комического отражает жизненные явления, которые характеризуются
внутренней противоречивостью, несоответствием между тем, чем они
являются по существу, и тем, как они выглядят. Комическое является
специфической формой раскрытия и оценки общественных противоречий,
эмоционально насыщенной формой их критики.
Для
противоречий, порождающих комическое, характерно то, что первая по
времени восприятия сторона противоречия выглядит значительной и
производит на нас большое впечатление, вторая же сторона, которую мы
воспринимаем во времени позже, разочаровывает своей несостоятельностью.
Комическое
встречается в разных видах искусства. В литературе, живописи, кино,
театре комизм очевиден и реализуется в различных жанрах: комедия,
пародия, эпиграмма, анекдот, фарс, карикатура, шарж и др. В музыке
комизм менее очевиден и его бытие осложнено самой природой музыки.
Считается, что единственный вид искусства, неспособный отразить
комическое, — это архитектура, поскольку она прямо выражает идеалы
общества и не может что-либо непосредственно критиковать, отрицать.
В целях классификации комического выделяют основные типы — юмор и сатиру.
Юмор
— тип комического, который характеризуется мягким, добрым отношением к
жизненным противоречиям и направлен на совершенствование объекта или
явления, очищение от недостатков. Явление рассматривается критически с
точки зрения его общечеловеческой значимости. Объект юмора, заслуживая
критики, все же в целом сохраняет свою привлекательность. Юмору
соответствует дружелюбный, беззлобный смех.
Сатира
— подчеркнутая, уничтожающая критика пороков, нелепостей и противоречий
социальной действительности. Она всегда актуальна, злободневна, так как
ее объектом являются недостатки современности. Сатира используется,
когда отрицательны не отдельные черты, а явление в своей сущности, когда
оно социально опасно. Сатирический смех — злой, бичующий, уничтожающий,
изобличающий.
Между
юмором и сатирой находится целая гамма разнообразных оттенков
комического, что отражает эстетическое богатство действительности и
духовного склада личности. Это — шутка, каламбур, ирония, сарказм,
гротеск, бурлеск, гэгг и др.
|