Нива - с улучшенной проходимостью
Автомобиль рыбака и охотника, или что надо сделать с нивой, чтобы она поехала.
Автомобиль у меня появился через год после моего увлечения охотой, когда стало понятно, что он даёт несоизмеримо бОльшие возможности для освоения новых мест, освобождает от привязки к общественному транспорту и от утомительного переноса лагерного снаряжения. Я сразу остановил свой выбор на НИВЕ, поскольку автомобиль у меня только один, и значит должен быть универсальным – и по городу комфортно ездить и в лес без опасений. УАЗ под городской автомобиль подходит очень плохо, хотя в остальном (кроме, может быть меньшей надёжности некоторых узлов и отсутствия какого- либо комфорта) он THE BEST! На нормальный импортный рамный внедорожник (Напр. TLC, Pathfinder, Defender, Safari) денег у меня нет и долго не предвидится. В итоге временно- продолжительным вариантом осталась НИВА.
Обдумывая покупку, сразу решил брать б/у, но только с отличным состоянием кузова. Причём хотел взять именно старую модификацию (без самосвальной задней двери багажника) т.к. кузов у неё существенно жёстче. Месяц поиска принёс желаемый результат - ВАЗ 2121 1992 года выпуска, пробег ок. 102тык, без следов коррозии на кузове, за 1750уе (цена 2002г.). После покупки были поменяно масло везде, ступицы, ступичные подшипники(SKF) и мёртвые передние амортизаторы. Поскольку это был мой первый автомобиль, то я сразу привык ко всем его особенностям, обусловленным полным приводом и короткой базой. Машина мне очень понравилась, и я без особых забот отъездил на ней почти 2 года. Из минусов была невозможность ездить быстрее 80 км/ч. из за сильно возрастающей на этой скорости вибрации раздатки, причиной которой были разбитые карданы (крестовины и шлицы), хотя на самом деле, если подумать, для новичка это большим минусом не являлось, поскольку за этот период я нормально научился управлять машиной, не имея возможности развить большой скорости.
В самом конце осени 2003г, чуть-чуть не успев сменить резину на зимнюю, в один из т.н. «дней жестянщика», при совершенно безобидном левом повороте на 40 км/ч и небольшом ледке машина неожиданно не захотела повернуть и правым колесом поехала прямо в паребрик. В результате – мёртвый колёсный диск, погнутый нижний рычаг вместе с осью и втулками передней балки. Приговор в СТО был однозначен – замена балки. Необходим серьёзный ремонт машины. Подумав, взвесив все за и против, а также те несколько фактов недостатка проходимости стандартного варианта НИВЫ, случившихся за период её эксплуатации в тяжёлых (без)дорожных условиях, я решил вложить в эту старенькую машину деньги, а заодно улучшить её внедорожные характеристики и повысить надёжность. В дальнейшем предполагается позиционировать её как машину для лесных поездок, с теоретически возможным приобретением второй городской машины (например Golf-2).
В недрах сети Интернет была почерпнута информация и составлен список необходимых мне апгрейдов машины. Там же был найден и достойный автосервис, специализирующийся на трофийном тюнинге НИВ. На машине был проведён капитальный ремонт двигателя, с заменой головки блока цилиндров, расточенной под степень сжатия 7.4, что позволило продолжить ездить на 76-м бензине без потери мощности. Машина и раньше ездила на нём, но с помощью установленных трёх прокладок под головку. Такую переделку считаю неправильной, т.к. сбиваются заводские настройки фаз газораспределения, толстая прокладка сильно перегревается и является менее надёжной. Также были заменены маховик, помпа, сцепление в сборе, карбюратор и трамблёр.
После этого настала очередь подвески – тут изменения посерьёзнее:
Для устранения каких либо несоосностей коробки и раздатки, а также избавления от вибрации, под раздаточную коробку был сварен специальный подрамник, переносящий крепление раздатки с пола на лонжероны, являющийся третьей точкой крепления КПП, а заодно естественной защитой раздатки от камней.
Была заменена балка передней подвески, на новую, с напрессованными усилениями втулок нижних рычагов, препятствующими изгибам осей.
Были усилены передние ветви лонжеронов путём их обварки 4-мм стальными полосами.
В переднюю подвеску были установлены усиленные шаровые опоры и более жёсткие пружины от волги, обрезанные на 1.5 витка. Очень полезное изменение, если учитывать то, что у НИВЫ не в меру тяжёлый передок.
Под верхние шаровые опоры были установлены 20-мм. проставки для увеличения хода подвески.
Были применены газомасляные амортизаторы MONRO 4x4 Adventure, с обязательным усилением мест их крепления (обварка «домиков» передних амортизаторов и приварка «косынок» к креплениям задних), т.к. штатное не выдерживает возросших нагрузок и может оторваться.
Установлены задние пружины «Сигнал» - более жёсткие, с резиновыми проставками.
Усилено крепление тяги поперечной остойчивости к кузову (т.н. «Бык»).
Вместо промежуточного вала между КПП и РК был установлен ШРУС21213, менее подверженный вибрациям.
Для увеличения жёсткости кузова, а также его защиты от деревьев и придорожных камней в случае вылета из колеи, были установлены специальные пороги, проходящие сквозь борта машины (через усиливающие накладки) и крепящиеся непосредственно к лонжеронам.
Установка комплекта усиленных реактивных тяг.
Весь низ был залит антигравием.
Штатная «дубовая» резина ВЛИ-5(175/80 R16), которая жрёт бензин, гудит как пылесос, плохо управляется и по сути пригодна только для езды по глиняной колее, была заменена на более тихую, мягкую и широкую Kama-Flame (205/70 R16), смонтированную на штатные диски и обладающую не худшей проходимостью (если приспустить до 1.3 то можно проехать практически везде, естественно в разумных пределах), а также намного более управляемой и экономичной.
Поскольку при этой модернизации разбирался вес «низ», то попутно были заменены практически все проблемные детали, коих на старенькой машине набралось немало: карданы, суппорта, тормозные барабаны, тормозные цилиндры, маятниковый рычаг, трапеция, сайлентблоки, привода передних колёс, трос ручника наконец…
Вся модернизация обошлась приблизительно в 85000 руб. В итоге получился практически новый автомобиль (по цене несколько ниже нового автомобиля стандартной комплектации), на котором можно уверенно передвигаться везде, где дороги носят скорее характер направлений.
Впечатления от проделанных улучшений – самые радужные. Это совсем другая машина!!! Пропали чрезмерные крены в поворотах (несмотря на то, что кузов поднялся сантиметров на 6 из-за лифта), исчезли вибрация и шумы в салоне на скорости более 80 км/ч, машина очень остро слушается руля, никаких продольных раскачек на брусчатке, перестало сносить задницу при поворотах на грунтовке, никакого шума от резины… Продолжать можно долго!
На будущее запланирован ещё один (похоже уже последний) комплекс усовершенствований, включающий в себя замену родных сидений на сиденья от Golf GTi, установку «низового» распредвала, установку силового бампера с лебёдкой и веткоотражательными стропами, подрезку арок колёс под резину 29” (235/75R15), установку длинноходных амортизаторов «KONI» с переносом мест их креплений, перенос глушителя на крышу, установка шноркеля, перенос генератора выше под капот, установку «люстры» кругового освещения для езды по тёмному лесу.
Надеюсь, данная статья поможет охотникам подготовить свой автомобиль для уверенной и безопасной эксплуатации в суровых дорожных условиях.
ВНИМАНИЕ ! Все права на распространение, копирование, тиражирование, публикации принадлежат клубу «Питерский охотник» www.piterhunt.ru и автору Печёнкину С.А. aka aragon.
© "Домашние технологии" Патлах В.В. 1993-2007 гг.
|