Самостоятельная постройка яхт
Самостоятельная постройка парусных яхт
Задачей настоящего проекта является создание необходимых расчетов, чертежей, спецификаций материалов и предметов снабжения парусной яхты, технологических и иных указаний.
Конечной целью является изготовление и ввод в эксплуатацию круизной яхты для плаваний в условиях мелководных пресных рек, озер и кратковременных прибрежных морских походов с автономностью до одного месяца с экипажем до 4-х человек и вместимостью до 8 ÷ 12 человек на прогулке продолжительностью не более одних суток. Несение вахт и управление яхтой должны обеспечить двое квалифицированных яхтсменов. В длительных плаваниях к несению вахт предусматривается привлечение и других членов экипажа.
Под автономностью понимается здесь плавание яхты без какой-либо помощи и пополнения снабжения из береговых источников.
Дополнительными условиями при проектировании принимаем следующее: технологичность конструкции; минимальные трудозатраты; неприхотливость яхты в обслуживании при ее эксплуатации, транспортировке, хранении и ежегодной подготовке к навигации; простота конструктивных решений без ущерба другим качествам яхты (например: безопасность, комфортабельность, удобство управления, ходкость, маневренность и т. д. и т. п.).
Рис. II.2 Теоретический чертеж яхты
Длина наибольшая ( с бушпритом) 10,5 м (11,2 м) Ширина наибольшая 3,5 м Высота надводного борта 1,2 м Осадка корпусом (швертом) 0,55 м (2 м) Водоизмещение 5,3 т Площадь парусности (+ дополнительная) 53,7 м2 (+50 м2) Высота вооружения от КВЛ 12,8 м
Рис. II.3. План парусности Технология постройки, порядок и глубина конструирования
Самым первым шагом в постройке яхты следует считать создание стапеля, т. е. достаточно фундаментальных опор, которые впоследствии выдержат уверенно вес всего корпуса: не менее 5 тонн.
Создание корпуса яхты
1. Изготавливается днище, состоящее из трех частей: носовой, средней и кормовой, для чего делаем раскрой и заготовки.
Толщины: средней части 25 ÷ 35 мм; носовой и кормовой 8 ÷ 15 мм.
Толщины должны быть уточнены при расчете остойчивости яхты. Расчет остойчивости должен быть выполнен вторично по фактическому исполнению корпуса. Полученный восстанавливающий момент должен быть указан в судовом билете яхты. В средней части днища вырезается щель для последующей установки на нее коробки швертового колодца.
2. Следующим шагом будет создание прогиба средней части в вальцах или с помощью «бабы» и двух временных опор.
К выгнутой средней части приваривают более тонкие листы носовой и кормовой частей, также предварительно отформованных.
Сваренная в единый лист днищевая часть надежно устанавливается на стапеле, обеспечивая при этом прогиб днища в соответствии с чертежом. Установленное днище обрезают по контуру до чистового размера.
Указания по самостоятельной постройке яхты
Как при изготовлении днища, так и при изготовлении других корпусных деталей будут неизбежно возникать погрешности в размерах и, следовательно, должен главенствовать метод взаимной подгонки деталей и постоянный контроль симметрии строящегося корпуса.
Расчеты, производимые при постройке яхт
При расчетах все цифры, данные для расчетов берутся из теоретического чертежа корпуса яхты (см. выше).
Ожидаемые технические характеристики яхты
Уточнение характеристик должно быть выполнено на основе фактических данных, полученных при постройке яхты. Основные системы и устройства яхты Система управления «падающим» швертом должна включать в себя: устройство подъема и опускания шверта желательно на основе гидроцилиндра с электроприводом, блоки и приводной трос, демпфер противоударный, фиксатор положения, страховочную цепь.
Рекомендации по пользованию яхтой
Управлять яхтой может подготовленный должным образом рулевой. Желательно наличие подготовленного помощника — матроса. Подробнее...
|